Вопрос - ответ

Будут ли дети, обучаясь по вашим программам, знать всё, что им положено?

Программы курсов «Окружающий мир» (1-4) и «Новая биология»(6-9) предполагают освоение детьми всего содержания, предусмотренного Государственным стандартом образования. Но ход этого освоения не всегда такой, как по другим программам. Поэтому, как это и положено, проверку результата нужно проводить в конце 4 и 9 классов. Важно также и то, что для нас существенно не просто запоминание учениками пройденного материала, но его глубокое понимание, умение разумно пользоваться всей освоенной информацией, самостоятельно ориентироваться в нестандартных ситуациях. Наше обучение направлено, в основном, на достижение именно этих целей. 

Зачем вы задаёте маленьким детям вопросы, на которые часто даже взрослые не знают ответ? Как родители в этом случае могут помочь ребёнку сделать домашнее задание?

Наши учебники не требуют того, чтобы родители самостоятельно объясняли детям действительно сложные вещи, которые им рано знать. Если ребенку задан вопрос, то он требует ответа именно от ребенка, то есть ребенок должен сформулировать свои представления (например, о воздухе), которые у него есть сегодня. А у детей всегда есть свои мнения и мысли, которые они обычно не боятся высказывать (если, конечно, их предварительно не запугал, например, учитель, или родители не требуют от них учиться только "на отлично"). Как работать с детскими представлениями об окружающем мире, постепенно обучая ребятишек все более сложным вещам, подробно объясняется учителю в методических пособиях к учебнику. 

Как можно спрашивать у детей то, чего даже учёные не знают?

Если в результате обсуждения класс приходит к выводу, что на этот вопрос пока нет ответа, то это очень полезный вывод. Правда жизни состоит именно в том, что люди (а в том числе и дети, и учитель, и родители, и даже учёные) не знают и не могут знать ответов на все вопросы. 

Что за «дерево» нарисовано в учебниках-тетрадях для 1 класса и как с ним работать?

Это «дерево» - схема плана наблюдения за любым объектом. Эта разноцветная заготовка заполняется детьми вместе с учителем (первый раз – под руководством учителя, потом – детьми, работающими в группе, а уж после многократной тренировки – самостоятельно каждым ребенком). Так как это всего-навсего заготовка, то её можно заполнить не всю, или, наоборот, пририсовать дополнительные веточки, когда их не хватает. Как заполнять? В прямоугольнике, из которого «вырастает» разветвленное дерево-план, нарисовать (или записать словом, если дети это уже умеют) объект наблюдения, например, условную собаку. В кружочках нарисовать значки, которые помогут во время проведения наблюдения вспомнить, что именно мы хотели посмотреть. Например, длинная и короткая палочки помогут вспомнить, что мы хотели отметить, длинная или короткая у собаки шерсть. С одной стороны, проще заполнить план словами (или даже буквами), с другой стороны, использование разнообразных значков или символов развивает символическое мышление детей. Поскольку это схема-заготовка, можно исписать ее не целиком, или, наоборот, добавить веточек, если их не хватает для данной задачи. 

Чем могут помочь родители ученикам начальной школы, обучающимся по вашим программам?

Все, чем могут помочь родители, если они хотят, описано на соответствующих страницах для родителей (в начале учебников-тетрадей по «Окружающему миру» и перед каждым разделом). Там также написано, что не следует помогать ребенку выполнять некоторые задания, так как учителю должно быть интересно именно детское мнение, а не та информация, которую ему могут сообщить просвещенные родители. Пожалуйста, прочитайте эти страницы. 

Здесь нет моего вопроса.

 Напишите нам. chudinova_e@mail.ru

Другие вопросы и ответы про оценивание и не только